Споры или конфликты могут возникать абсолютно в разных сферах деятельности, на уровне законодательных процессуальных норм и актов.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 110-56-12 (Москва)

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

8 (800) 222-69-48 (Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

В сегодняшней статье поговорим о таком виде спора, как медицинские споры. Медицинские споры не редкость, как многие считаю. Они столь актуальны, как и иные конфликтности между сторон.

Ваше здоровье — это бесценно, и как гласит народная мудрость, его нужно беречь смолоду. Но, к сожалению, из-за халатности и безответственности некоторых докторов, здоровье может значительно пошатнуться.

Общие моменты

Медицинские споры очень разнообразны, начиная от некачественного медматериала и до нарушения лечебного графика.

Каждый случай носит индивидуальный характер, потому медицинские юристы основываются не только на законодательстве юрисдикции, но и на медицине в целом.

Что нужно знать

Исходя из законодательства РФ, связанного тесно с медициной, пострадавшее лицо (пациент) имеет право выбрать один из путей решения сложившийся ситуации.

Возникший спор между пациентом и сотрудником поликлиники (врачем и т. д.) можно урегулировать в досудебном порядке или в судебном.

При выборе пути решения вопроса, стоит учитывать тот факт, что в зависимости от случая, суд может постановить обязательное досудебное урегулирование спора.

Если же первичный этап не дал желаемых результатов, тогда допускается подача искового заявления в судебный орган.

Существующие виды

Тематика медицинского спора разнообразна. Она может носить непредвиденный характер и возникнуть даже не откуда. Разрешение таковых споров предполагает два способа — досудебным и судебным образом.

Каждый сам по себе сложный и предполагает ряд подэтапов ,которые в обязательном порядке нужно соблюдать обоим сторонам процесса.

Правовая база

ГПК РФ регламентирует порядок судебного и досудебного порядка разрешения спора. Право обратится в суд у гражданина регламентировано ст.19 КРФ.

Разрешение медицинских споров в суде

Итак, разрешить медицинский спор доступно двумя способами:

  • в досудебном порядке;
  • в судебном порядке.

Следуя нормам законодательства, досудебный порядок урегулирования медицинского спора нигде не утвержден.

За исключением тех ситуаций, когда между пациентом и медицинской организацией был заранее заключен договор об оказании медицинских услуг.

Если пациент, желающий добиться справедливости, пропустит этот этап и сразу преподнесет иск в суд, то согласно положению ст.135 ГПК РФ, суд вправе отклонить заявление до того момента ,пока будет произведено досудебное урегулирование спора.

Досудебный этап подразумевает самостоятельное достижение согласия сторон (пациента и медучреждения), без стороннего вмешательства госструктур.

Это могут следующие действия:

  • обратиться непосредственно к своему лечащему врачу;
  • обратиться в медучреждение, где проходили курс лечения, реабилитации и т. д.;
  • составление претензии и направление его в лечащее медучреждение;
  • направление претензии на указываемое в нем медучреждение в орган надзора;
  • подключение к делопроизводству медиатора (закон об медиации №193-ФЗ);
  • подача искового заявления в третейский суд (№382-ФЗ и ст.3 ГПК РФ ч.3).

Досудебный порядок разрешения медицинского спора подразумевает минимальные затраты со стороны пациента (на расходы претензии) и позволяет как можно просто, быстро разрешить конфликт.

Если первичный этап не дал желаемого результата или ответной реакции врачей, медучреждения в сторону претензии заявителя не произошло, то данное лицо имеет полное право подавать исковое заявление за случаем в судебный орган.

Срок исковой давности у пациента на подачу прошения в суд составляет три года. Отсчет начинается с момента, когда пациент узнал или предполагалось уточнение происшествия.

Нужно одновременно обладать информацией о том, что право гражданина было нарушено и кто ответная сторона за содействие. Иными словами, не достаточно знать факт нарушения, нужен еще тот, с кого стянут эту ответственность.

Срок исковой давности по отношению к нанесению вреда здоровью не имеет ограничений. Исковая давность за качество медуслуг составляет год.

Заявитель иска оставляет за собой право выбирать, в какой суд он станет обращаться. Но изначально нужно правильно определить подсудность дела, чтобы не ошибиться с выбором судебного органа.

На выбор заявителя медучреждение или его персонал ни коем случаем не имеют никакого влияния. Исковое заявление формируется исходя из правил составления исков.

Подается оно в письменном виде в канцелярию суда или воспользовавшись электронным способом (допускается ст.3 ГПК РФ и законом №251-ФЗ).

Следуя положениям ст.131 ГПК РФ в заявлении указывается:

  • правый верхний угол содержит наименование суда, к которому направляется документ; личные данные и контактные истца и ответчика (ФИО, адреса и контакты);
  • описание причины обращения в суд заявителем, что на его мнение предоставляло угрозу здоровью или нарушило гражданские права, как пациента;
  • оценочная стоимость иска заявителем;
  • подтверждающий материал того, что была попытка досудебного урегулирования спора и ответ ответчика (если он был);
  • список прилагаемых документов к иску;
  • сноски на нормы в законодательстве, которыми истец регламентирует свои действия;
  • дата и подпись документа.

На рассмотрение заявления (по ГПК РФ) отводится до двух месяцев, однако судя по практике, занимает это гораздо больше времени и сил.

Суд имеет право отклонить иск или оставить его без движения, исходя из установленных законом норм.

Почему возникают

Характер возникновения медицинских споров? С чем он связан? Как правило, медицинского характера разногласия нарастают из-за следующих причин:

Низкий уровень За предоставляемыми медуслугами больному
Принудительная оплата за медпрепараты или услуги Которые не применялись в принципе
Имелось место халатности врача Которая в последствии привела к травматизму, ухудшению состояния здоровья, нанесения вреда жизни и здоровью пациента
После проведения курса назначенного лечения врачем Улучшений не только не наступило, а даже ухудшилось
Преждевременная выписка больного с поликлиники В связи с чем у него значительно ухудшилось состояние здоровья, требующее повторной госпитализации

Из вышеперечисленного, как правило, самые распространенные причины, которые сподвигают гражданина обращаться в судовую инстанцию для защиты своих гражданских прав.

Составление искового заявления по медицинскому спору и процесс ведения делопроизводства лучше предоставить специалисту.

Роль комиссии в досудебном регулировании

В каждом медучреждении должна быть сформирована специальная комиссия, которая будет законно заниматься принятием и рассмотрением подобного рода конфликтов, возникающих между пациентами и сотрудниками медклиники.

Врачебная комиссия должна функционировать на постоянной основе, поскольку ситуация медицинского спора может возникнуть в любой момент.

Создание врачебной комиссии обусловлено положениями ст.48 закона №323-ФЗ РФ. Ее первостепенная задача, усовершенствование порядка предоставления медицинской помощи и услуг, скорое реагирование и принятие решения в отношении профилактических, диагностических, реабилитационных действий и т. д.

Принятое комиссией решение формируется в протокол, который прикрепляется к медицинской документации пациента (ст.48-ФЗ закона №323 РФ).

Состав комиссии определяет целесообразность и обоснованность действий пациента, который подал претензию в медучреждение.

Назначается дата проведения заседания, на которое заявителя или его представителя приглашают уведомлением.

За заявителем остается право предоставить ходатайство с требованием внесения изменения как даты заседания, так и состава членов комиссии.

Данное требование должно быть обоснованно. Истец вправе отказаться в присутствии на заседании.

Положительный результат заседания записывается в протокол и подписывается сторонами (истцом и председателем), если оба достигли досудебного взаимопонимания.

Врачебная комиссия имеет право выдвинуть запрещающее решение с последующим правом подать иск в суд, если действия истца носили необоснованный характер.

Предмет МС

Предмет медицинского спора можно условно разделить на два вида:

Некачественное медицинское обслуживание В следствии которого было нанесено вред жизни и здоровью пациента
Нарушение гражданских прав пациента Несоблюдение условий договора за предоставленными услугами

Отказ о выплате страховой суммы

Очень важно подать документы в страховую компанию сразу после наступления страхового случая.

Поскольку данное действие имеет ограниченный период, что должно четко прописываться в вашем страховом договоре. Все, что имелось кроме страхового случая, можно разрешить в судебном споре.

Практика показывает специфику затягивания рассмотрения страховых выплат, но он никак не должен превышать описываемый срок в договоре.

Судебная практика

Судебная практика насчитывает множество разнообразных случаев, связанных с медицинскими спорами.

Например, случай за делом №33-4866/2014 от 10 апреля 2014 г. в Ростове в зале апелляционного суда был оставлен без движения, исходя из отсутствия рекомендаций применения препаратов.

Очень много случаев, когда решением комиссии были отклонены досудебные иски пациентов из-за недостаточности подтверждающих связь материалов врачей к случаям.

Подводя итоги — медицинские споры является одой из сложнейших сфер урегулирования конфликтов между сторон и достижения справедливости, гражданского оправа и защиты.

Если вам довелось столкнуться с таким, не стесняйтесь обратиться за помощью специалистов к юристам Лиги по защите гражданских прав, касательно сферы медицины. Ваше здоровье бесценно.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.