Территория России разделена не только на отдельные субъекты федерации. Каждый субъект также имеет свое деление на городские округа и другие муниципальные образования.

В каждом МО существуют свои местные органы власти, которые решают большинство вопросов.

Они могут от имени МО принимать различные обязательства, часть из которых будет составлять муниципальный долг. Этот вид долгов имеет огромное число нюансов и моментов, которых необходимо учитывать.

Что это такое

Муниципальным образованием называется территория, на которой осуществляется местное самоуправление.

В МО могут входить как один, так и сразу несколько населенных пунктов. Например, если рядом с городом располагаются поселки, то они часто входят в одно муниципальное образование.

Может наравне с физическими и юридическими лицами выступать участником гражданско-правовых отношений.

Муниципальный долг представляет собой непогашенные обязательства муниципального образования, находящегося на территории субъекта России.

Задолженность формируется из различных видов займов, которые брались конкретным на определенный срок.

Максимальный срок погашения обязательств, которые могут быть включены в долг составляет 10 лет.

Важно! В объем муниципального долга включается лишь основной долг органа местного самоуправления, т.е. первоначально полученная сумма.

Начисляемые проценты по кредитным договорам и иным обязательствам муниципалитета также входят в сумму, но при его учете в общий объем не включаются.

Обеспечением по долгам этого типа выступает имущество, которое формирует муниципальную казну.

Фактическое погашение долга данного типа осуществляется за счет средств местного бюджета.

Управление осуществляется местной администрацией, именно на нее возлагаются соответствующие обязанности.

Обычно основные задачи выполняют финансовый и экономические отделы администрации, но могут быть созданы и специальные подразделения.

При управлении долгом подобного типа должно соблюдаться не только гражданское, но и бюджетное законодательство. Часто это существенно усложняет задачу.

Правовые основы

Вопросам государственного долга в Бюджетном кодексе посвящена отдельная глава 14. В ней же описываются все моменты относительно долговых обязательств МО.

Так, статья 100 БК РФ описывает исчерпывающую структуру муниципального долга и указывает на максимальные сроки обязательств.

А в статье 107 Бюджетного кодекса РФ указывается о том, что предельный объем задолженности не должен превышать размер доходов бюджета МО за год. В некоторых случаях он должен быть меньше половины таких доходов.

Замечание. Муниципальный долг понятие более конкретное, чем долг юридического или физического лица, возникающий в процесс гражданско-правовых взаимоотношений.

Но на практике разобраться с муниципальным долгом и не допустить нарушений сложнее, ведь требуется соблюдать бюджетное законодательство, которое во многом сложнее.

Какие есть виды

Согласно действующему бюджетному законодательству в муниципальный долг нельзя просто так взять и включить различные виды обязательств.

Бюджетный кодекс строго указывает, в каком виде, каких обязательств он может существовать.

Этот список является исчерпывающим, и включить в муниципальный долг задолженность по другим обязательства нельзя.

Рассмотрим, в виде каких обязательств может существовать муниципальный долг:

 Муниципальные ценные бумаги Для того чтобы найти заемные средства органы власти МО могут принять решение о выпуске ценных бумаг. Образованная по ним задолженность по ним обязательно будет входить в долг МО
 Бюджетные кредиты Достаточно часто муниципальные образования привлекают кредиты от областного, краевого или федерального бюджетов РФ. Эта задолженность также войдет в муниципальный долг.
 Кредиты от кредитных организаций Местные органы власти могут договориться с любым коммерческим или государственным банком о выдаче муниципальному образованию ссуды, и она также войдет в долг МО
 Муниципальными гарантиями Если муниципалитет выступает гарантом по каким-либо обязательствам третьих лиц, то она должна быть включена в долг муниципалитета

Никаких других видов обязательств включено быть не может. Об этом имеется прямое указание в ст. 100 Бюджетного кодекса РФ.

Существующие формы

Муниципальный долг в Бюджетном кодексе РФ достаточно хорошо классифицирован.

Он может существовать в одной из следующих форм:

 Краткосрочной При которой срок погашения обязательств меньше либо равен 1 году 
 Среднесрочной Она имеет срок от 1 до 5 лет
 Долгосрочной Долги этой формы должны быть погашены в период от 5 до 10 лет

10 лет — это предельный срок для долговых обязательств муниципалитета, относящихся к его долгу. Больше он не может быть установлен, по крайней мере, в первоначальном соглашении.

Из чего складывается

Бюджетный кодекс РФ указывает довольно четко, из чего складывается объем муниципального долга.

В отличие от видов обязательств, включаемых в муниципальный долг, этот список будет открытым.

В него, при необходимости, могут включаться и иные непогашенные обязательства по долгам муниципального образования.

Рассмотрим, из чего обычно складывается:

 Размер долга по различным ценным бумагам, выпущенным муниципалитетом При этом учитывается номинальная стоимость таких бумаг 
 Бюджетные кредиты В расчет берется только размер основной задолженности 
 Коммерческие и другие кредиты По ним также учитывается лишь размер первоначальной (основной) задолженности
 Объем всех выданных муниципалитетом гарантий  —

Муниципальный государственный долг

Муниципальный (государственный) долг является эффективным способом восполнения дефицита бюджета.

Но все заимствования обязательно должны быть обдуманными и направленными на решение необходимых проблем.

Вечно покрывать дефицит за счет различных кредитов или облигаций местные власти не смогут.

Структура

Муниципальный долг состоит главным образом из заимствований. Они могут быть осуществлены с помощью различных облигаций или получением кредитов в бюджетах верхнего уровня или напрямую в банках.

Гарантии МО также войдут в структуру долга, как и иные непогашенные обязательства.

Этапы процесса управления

Муниципальный долг само понятие довольно сложное. Еще сложнее выглядит процесс управления им.

Основная задача при этом у местных властей сводится к минимизации стоимости заимствовании, обеспечению своевременного возврата долгов, регулированию размера обязательств, организация эффективного использования полученных средств. Лишь на словах это просто.

Выделяют 6 основных этапов управления долгом МО:

  Этап   Содержание
Обоснования программ Именно на этом этапе должны быть определены предельные объемы получаемых в долг средств, а также виды заимствований
 Формирования программ На этом этапе должны быть сформированы конкретные программы привлечения заемных средств. Именно в этот момент проделывается основная работа и от ее качества зависит насколько тяжело будет справляться МО с принятым на себя бременем, т.к. в этот период устанавливается и порядок возврата долга 
 Размещения облигаций На нем также осуществляется регулировка курса муниципальных облигаций на вторичном рынке 
 Работы с кризисными долговыми ситуациями Если справиться с долговой нагрузкой МО не в состоянии, то должны быть начаты переговоры с кредиторами. Их результатом может стать отсрочка платежа, соглашении о реструктуризации и т. д. 
 Исполнение обязательств Фактически на нем должны быть осуществлены выплаты в соответствии с первоначальным или скорректированным графиком платежей 
 Контроль За муниципальными заимствованиями и их обоснованностью должен быть постоянный контроль. Основная цель данного этапа — обеспечение привлечения заемных средств на максимально выгодных условиях 

Видео: главные понятия

Проведение реструктуризации

В некоторых случаях муниципальный долг может быть реструктуризирован. Для этого местным властям придется провести переговоры и договориться о соответствующих условиях со своими кредиторами.

К основным задачам подобной процедуры относится как снижение нагрузки при обслуживании долга, так и получение более выгодных условий.

Фактически при реструктуризации старые долговые обязательства меняются по соглашению с кредитором на новые.

В периметр реструктуризации могут войти, как только основные суммы долгов, так и расходы на их обслуживание.

Нередко при проведении подобных процедур часть или весь муниципальный долг оказывается списан.

Особенно часто применяется списание долгов, если заимствования были осуществлены в бюджетах верхнего уровня.

После проведения реструктуризации будут образованы новые обязательства, а старые – прекратятся.

При этом обычно согласовывается и новый график погашения выплат по этим обязательствам.

Важно при проведении процедуры учитывать предельный объем муниципального долга.

Муниципальный долг имеет множество особенностей. Их обязательно надо учитывать, ведь неправильная работа с ним может привести к нарушениям законодательства.

В итоге виновные лица будут вынуждены нести ответственность за свои ошибки, а развитию МО будет нанесен ущерб.