Далеко не всегда решением суда довольны все стороны дела и другие заинтересованные лица. Часто оно становится предметом обжалования.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 110-56-12 (Москва)

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

8 (800) 222-69-48 (Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Практически последним вариантом добиться того, чтобы решение было пересмотрено является подача надзорной жалобы.

Она подается уже в ситуации, когда все предыдущие инстанции уже пройдены, но так и не был достигнут желаемый результат.

Что это такое

Надзорная жалоба, как и любые другие, представляет собой обращение заинтересованного лица, которое подается в данном случае в вышестоящую судебную инстанцию.

Ей, согласно российскому законодательству, является Президиум Верховного суда РФ. После рассмотрения жалобы в ВС РФ обращаться будет уже фактически некуда.

Заявления в международные суды подаются крайне редко и скорее для влияния на общественность, чем для решения проблемы.

Подача надзорной жалобы должна происходить с соблюдением норм процессуального законодательства и соблюдением строго порядка этой процедуры.

Стать заявителями надзорной жалобы могут все лица, участвующие в деле, а также иные граждане и организации, чьи интересы затрагивают решения, определения и другие судебные акты, принятые в судах предыдущих инстанций.

В отдельных случаях надзорная жалоба может быть подана по инициативе Генеральной Прокуратуры.

Последняя ситуация возможна, например, если подается надзорная жалоба по уголовному делу, так как ранее в процессе принимал участие прокурор.

Главные понятия

Нужно понимать, что подача надзорной жалобы – это очень серьезный ход. Его нужно досконально проработать, ведь от правильности составленного заявления будет зависеть решение.

По результатам рассмотрения надзорной жалобы могут быть отменены решения судов первой, апелляционной, кассационной инстанции и дело может быть направлено на новый пересмотр.

Возможность подачи надзорной жалобы призвано гарантировать защиту прав и интересов и при необходимости устранить нарушения, допущенные в ходе рассмотрения дела судами предыдущей инстанции.

Правовая база

Возможность подачи надзорной жалобы в Верховный суд установлена в различных законодательных актах, так на это имеется прямое указание в АПК, ГПК, УПК и т. д.

Также необходимо при подготовке опираться на нормы Федерального Конституционного Закона «О Верховном суде РФ».

Основания для подачи

Обязательно надзорная жалоба должна содержать основания, из которых исходит заявитель, предъявляя свои требования.

Фактически им может стать только существенное нарушение норм материального или процессуального права, допущенное судами предыдущих инстанций при рассмотрении дела.

Важно! В порядке надзора проверяется законность принятых судебных актов судами предыдущих инстанций.

Фактически одно из следующих обстоятельств может послужить основанием для подачи надзорной жалобы:

 Нарушение судебными актами прав гражданина установленных российским и международным законодательством
 Вынесенные предыдущими инстанциями решения постановления, определения и другие акты нарушают общественные или государственные интересы 
 При принятии судебных актов нижестоящими судами нарушена сложившаяся практика применения и толкования норм права

В какие сроки

Необходимо учитывать, что надзорная жалоба может быть подана только в определенные сроки после вступления в силу последнего судебного акта по конкретному делу.

Исключения составляют только уголовные дела, по которым определена бессрочная возможность подачи надзорной жалобы.

Приведем в таблице информацию о том, в какие сроки можно предъявить надзорную жалобу по различным категориям дел:

 Категория дела  Срок подачи надзорной жалобы
 Административное  3 месяца
 Гражданское  3 месяца
 Арбитражное  3 месяца
 Уголовное Бессрочно

Если срок подачи был пропущен по уважительной причине, то его можно восстановить, обратившись с соответствующим ходатайством.

Надо приложить доказательства того, что пропуск произошел действительно по уважительной причине (тяжелая болезнь и т. п.).

Видео: кассация и надзор

Надзорная жалоба подается

Подается надзорная жалоба напрямую в Президиум Верховного суда РФ. При этом надо сначала пройти все предыдущие процедуры обжалования (апелляция, кассация).

Например, не может быть сразу подана надзорная жалоба на решение мирового судьи без подачи рассмотрения апелляционных и кассационных жалоб.

Несоблюдение порядка подачи приведет к тому, что жалобу не примут, и в итоге может быть упущен срок для подачи в соответствующий суд апелляции или кассации.

Такой подход позволяет снизить нагрузку на суд высшей инстанции, а также быстрее и качественнее обеспечить защиту прав и интересов.

При подаче надзорной жалобы надо обязательно уплатить государственную пошлину в установленном размере. Он будет определяться в зависимости от того, кто является заявителем.

Для физических лиц она составит 300 рублей, тогда как организациям, предприятиям и другим юридическим лицам за подачу надзорной жалобы придется заплатить госпошлину в размере 6000 рублей.

К заявлению нужно приложить документ, подтверждающий уплату госпошлины.

Для физических лиц это обычно квитанция из банка, а для юридических – платежное поручение с отметкой об исполнении. Реквизиты можно без труда найти на сайте Верховного суда РФ.

В Верховный суд

Рассмотрение надзорных жалоб — прерогатива Президиума ВС РФ. В тоже время в задачи Верховного суда РФ входит не только осуществление надзора.

Различные Судебные коллегии ВС РФ часто становятся апелляционной или кассационной инстанцией, а надзорная жалоба подается уже после принятия ими соответствующего решения и только в ситуации, когда его требуется оспорить.

По уголовным делам надзорная жалоба может быть подана в любой момент.

На это не влияет ситуация, когда осужденный находится в местах лишения свободы или факт того, что он уже отбыл срок наказания, установленный решением соответствующего суда.

Обычно надзорная жалоба подается путем направления ее по почте либо лично в канцелярию.

Но современные технологии позволяют обращаться и через электронные сервисы. В последнем случае все документы должны подписываться усиленной квалифицированной подписью.

По гражданскому делу

При подготовке надзорной жалобы по гражданскому делу необходимо обязательно учесть действующие нормы ГПК РФ.

Согласно ему, подать надзорную жалобу можно в течение 3 месяцев с момента принятия последнего судебного акта по делу. Образец надзорной жалобы по гражданскому делу можно скачать здесь.

На рассмотрение обращения отводится всего 2 месяца. Этот срок увеличивается еще на 1 месяц, если Верховный суд истребует дело.

Если дело сложное, то срок, отведенный на разбирательство по жалобе, могут продлить еще на 2 месяца, но не больше.

По административному

Допускается подача надзорной жалобы и по административному делу, если все другие способы обжалования не дали нужного результата.

Принимаются такие жалобы только в случае наличия соответствующих оснований и подтверждений. Образец надзорной жалобы по административному делу можно скачать здесь.

Решение по ним принимается в срок до 2 месяцев, а если нужно истребовать дело – 3 месяцев. Иногда этот срок также может быть продлен еще на 2 месяца.

Процесс составления

Подходить к составлению жалобы следует крайне внимательно. Нужно не только позаботиться о наличии и подтверждении оснований, но и соблюсти все необходимые формальности.

В надзорной жалобе обязательно должна содержаться следующая информация:

  • реквизиты судебного органа, в который направляется жалоба;
  • данные заявителя и всех участников дела;
  • суть обращения (основания);
  • требования об отмене или пересмотре судебных решений и других актов (обязательно надо указать каких);
  • дата и подпись.

Иногда к отказу в принятии жалобы приводят чисто технические ошибки, например, пропущенная подпись заявителя.

Перечень прилагаемых документов

Обязательно надзорная жалоба должна сопровождаться приложениями, состоящими из определенных документов.

Какие документы должны быть приложены к надзорной жалобе:

 Квитанция об уплате государственной пошлины 
 Все предыдущие судебные решения и другие акты 
 Дополнительные документы подтверждающие обоснованность позиции заявителя

Сама жалоба и прилагаемые документы должны подаваться вместе с копиями по количеству лиц, являющихся участниками дела.

В чем отличие от апелляционной или кассационной

Каждый тип жалоб довольно сильно отличается от других. Так апелляция подается через суд, принявший первоначальное решение, и оно еще не должно вступить в законную силу.

Кассационная и надзорные жалобы подаются только на уже вступившие в силу решения (другие акты).

Надзорная жалоба должна быть подана непосредственно в надзорную инстанцию.

Обычно надзорная жалоба довольна объемна. Она должна описывать нарушения, допущенные при принятии всех предыдущих судебных актов.

Таким образом, материалов в надзорной жалобе оказывается довольно много, но при этом надо сохранить логическую цепочку.

От содержания надзорной жалобы зависит окончательное решение и к его подготовке надо относиться ответственно.

Можно, конечно, сделать это и самостоятельно изучив соответствующие законодательные нормы, но на практике, лучше обратиться к профессиональным юристам, имеющим соответствующий опыт.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.