Когда в гражданском или уголовном судопроизводстве рассматривается дело, по его итогам выносится решение или приговор.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 110-56-12 (Москва)

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

8 (800) 222-69-48 (Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Не всегда участники процесса согласны с этим решением. Но, у них есть определённый срок для обжалования.

Что это такое

Предварительная апелляционная жалоба или краткая жалоба подаётся для того чтобы участник судебного процесса не пропустил срок для подачи «настоящей» жалобы.

Например, участник дела знает, что суд уже вынес решение, но копия решения ему ещё не пришла. Срок для подачи апелляции уже на исходе. Как быть? Можно подать предварительную жалобу, которая не отвечает требованиям ГПК.

Суд, приняв такое обращение к рассмотрению, выносит определение об оставлении этой жалобы без движения, так как она не соответствует закону.

При вынесении определения, суд установит срок для внесения изменений. Как правило, за это время приходит копия решения суда, и заявителю есть от чего отталкиваться. Теперь он может составить правильную апелляционную жалобу.

Действующее законодательство

Так как, апелляционная жалоба – это почти то же самое, что и обычная, но составляться она должна в соответствии со ст. 322 и 323 ГПК РФ.

Жалоба является письменным обращением от гражданина, и также стоит учитывать нормы Федерального закона от 02. 05. 2006 года 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

С какой целью пишут

Цель подачи предварительной жалобы — это «оттягивание» срока на подачу основной жалобы. Короткая жалоба не является законным документом.

Это такой манёвр заявителя, если он не успевает подать апелляцию в установленные сроки.

Общий срок подачи апелляции — 10 дней с момента вынесения судом решения по рассматриваемому делу.

Если заявитель, по каким-либо причинам, не укладывается в этот срок, он может совершить такой манёвр.

В противном случае, вместе с апелляцией ему нужно будет подавать ходатайство на восстановление срока обжалования.

Видео: как правильно написать жалобу

Образец предварительной апелляционной жалобы (краткой)

Чтобы правильно составить жалобу, необходимо перед глазами иметь наглядный пример.

Но, если такового нет, то нужно знать, что апелляция, как и любое другое обращение гражданина, должна быть написана с учётом следующих нюансов:

 Правила русского языка должны быть соблюдены 
 Нормы деловой переписки также как и правила делового этикета, не должны быть нарушены 
 Жалоба должна быть подписана заявителем и содержать в себе точные сведения о нём. Анонимные жалобы к рассмотрению не принимаются

То есть, в ней не должно быть:

  1. Помарок, ошибок, зачёркиваний.
  2. Оскорблений чести и достоинства других лиц.
  3. Нецензурной лексики и бранных слов.

Но, так как, заявителю необходимо, чтобы суд вынес определение об оставлении жалобы без движения, то некоторые нормы можно нарушить, но нельзя оскорблять других участников процесса, и употреблять нецензурные слова. Это приведёт к тому, что суд не примет её к рассмотрению.

Обычная апелляционная жалоба подаётся в соответствии со ст. 322-323 ГПК РФ.

Но, так как цель подачи жалобы — это оставление её без движения на некоторый срок, то эти правила нужно немного нарушить.

Апелляция подаётся только в письменном виде. Не допускается устной формы подачи этого процессуального документа.

Но, не имеет значения, как она будет составлена — от руки или на компьютере.

Есть несколько способов подачи:

 Через канцелярию того суда в котором рассматривалось первоначальное дело 
 С помощью почтового отправления высланного на адрес суда первой инстанции 
 Через портал ГАС Правосудие на сайте нужно авторизироваться через портал Госуслуги, и, следуя подсказкам системы, подать жалобу через официальный сайт суда первой инстанции

Копию определения о принятии к рассмотрению, заявитель получит по электронной почте или через Почту России.

Регистрация-ГАС-Правосудие-1

Регистрация-ГАС-Правосудие-2

По гражданскому делу

Гражданские дела, вытекающие из договоров, занимают большую часть дел в российском судопроизводстве.

Поэтому именно апелляции по гражданскому делу — это самый востребованный процессуальный документ.

Краткую жалобу по гражданскому делу нужно составлять, немного отступив от правил, прописанных в ст. 322 — 323 ГПК РФ.

Подавать нужно в вышестоящий суд. То есть:

 Если первоначально дело рассматривалось в мировом суде то подавать апелляцию нужно в канцелярию того же суда, но в «шапке» указать наименование районного суда 
 Если же дело рассматривалось в районном суде то жалобу нужно отнести туда же, но написав в «областной суд» или «краевой» 

По административному

Административные дела рассматриваются в соответствии с КАС РФ.

В главе 34 КАС РФ говорится о том, как правильно нужно подавать жалобу в порядке административного судопроизводства, каковы срок обжалования решения суда первой инстанции.

А также приведены основания, по которым суд может вынести определение об оставлении жалобы без движения.

В статье 299 КАС РФ приводится перечень сведений, которые должны быть представлены в апелляции по административному делу.

Если этот перечень нарушить, то суд оставит жалобу без движения. То есть, подача апелляции будет предварительной, а сама жалоба — краткой.

Срок подачи, согласно ст. 298 КАС РФ, составляет 1 месяц с того момента, как суд принял окончательное решение по делу.

Если жалобщик понимает, что срок обжалования истекает, а он в него не укладывается, он подаёт краткую жалобу.

Уголовному

Если жалоба подаётся на приговор суда, который был вынесен по уголовному делу, то принимать во внимание нужно нормы, прописанные в ст. 389. 6 УПК РФ.

Но, так как добиться нужно именно того чтобы суд оставил жалобу без движения, и дал определённый срок на исправление ошибок, то от ст. 389. 6 УПК РФ нужно немного отступить.

В ст. 389. 4 УПК РФ сказано, что участникам судебного разбирательства даётся 10 дней для того чтоб обжаловать приговор суда.

Жалоба по уголовному делу отличается от жалобы по гражданскому тем, что в «теле» должны присутствовать отсылки на номера страниц томов уголовного дела, где описаны обстоятельства, которые нужно аннулировать.

Как правило, уголовное дело состоит из нескольких томов, и, чтобы сократить время рассмотрения жалобы, нужно не только указать номера страниц и номера томов, но и приложить их копии к жалобе.

В арбитражный суд

Для того чтобы подать апелляционную жалобу в арбитражный суд, необходимо придерживаться норм и положений, указанных в главе 34 АПК РФ.

Срок её подачи – 1 месяц с того момента, как суд вынес решение по делу.

Подавать жалобу нужно в арбитражный суд апелляционной инстанции, но через канцелярию того арбитражного суда, который рассматривал дело.

Структура заявления

Вне зависимости от того, в какой суд и в порядке какого судопроизводства рассматривается дело, апелляционная жалоба должна иметь чёткую структуру.

То есть, она должна состоять из:

 «Шапки» документа Она оформляется в правом верхнем углу, и содержит в себе всю информацию о суде, который будет рассматривать жалобу, а также о сторонах первоначального процесса. Если при подаче уплачивается пошлина, то именно в «шапке» нужно указать её размер 
 Название документа Конкретизировать не нужно 
  «Тело» жалобы – это её описательная часть Здесь заявитель описывает обстоятельства, по которым он решил обжаловать решение / приговор суда первой инстанции. Заново описывать обстоятельства дела не нужно, нужно только дать его реквизиты. Но, также нельзя излагать новые факты по делу 
 Список документов Которые будут подтверждать описанные обстоятельства, и будут в приложении к жалобе

Чтобы суд оставил апелляцию без движения, нужно немного нарушить эту структуру. Например, не последовательно изложить обстоятельства, которые привели к подаче.

Что содержит

Каждая часть жалобы содержит в себе определённую информацию. Так:

 В «шапке» указывается:

  1. Полное наименование суда, в который она подаётся. Важно! Апелляционная жалоба подаётся в суд 2-ой инстанции через суд первой. То есть, в «шапке» документа нужно указать полное название суда 2-ой инстанции, а принести жалобу на регистрацию нужно в тот суд, которые рассматривал дело.
  2. Сведения о заявителе – полностью ФИО, адрес места жительства и адрес места постоянной регистрации. Если эти данные совпадают, то указывать оба адреса не нужно. Также необходимо указать контактные данные – действующий номер мобильного телефона и актуальный адрес электронной почты.
  3. Размер государственной пошлины, которую заплатил апеллянт за подачу этого процессуального документа 
 В описательной части указывается:

  • реквизиты решения/приговора суда, которое подлежит обжалованию, по мнению заявителя;
  • обоснованные доводы апеллянта о том, почему именно данное решение или приговор суда необходимо пересмотреть. Также нужно привести ссылки на действующие положения ГПК, АПК и УПК РФ, и прецеденты из судебной практики 
 Заключительная часть здесь необходимо указать:

  1. Приложения. Это список документов, которые заявитель прикладывает к жалобе. Перечень документов должен соответствовать фактическому наличию.
  2. Дата составления жалобы, подпись заявителя, а также ее расшифровка.
  3. Если апеллянт не может самостоятельно, по каким-либо причинам, подать жалобу, за него это может сделать его официальный и законный представитель, но при наличии нотариальной доверенности. Реквизиты доверенности необходимо указать в «шапке» обращения

Когда суд вынесет определение об оставлении жалобы без движения, он укажет срок, в течение которого нужно будет исправить все недостатки. Апеллянт должен уложиться в него и подать «нормальную жалобу».

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.