Российское законодательство указывает на то, что каждый житель дома должен своевременно оплачивать коммунальные платежи.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 110-56-12 (Москва)

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

8 (800) 222-69-48 (Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

При долгах за ЖКХ есть реальный шанс столкнуться с необходимостью платить пени, ограничениями в предоставлении услуг или даже взысканием их через суд.

По этой причине контроль за долгами по ЖКХ важен даже для добросовестного плательщика, а тем, кто задерживает хоть иногда оплату делать это нужно в обязательном порядке.

Важные моменты

Копить долги по квартплате становится все опасней.

Законодательство с каждым годом ужесточает ответственность собственников и нанимателей жилья, а также и других граждан, решивших не платить за квартиру или просто не имеющих соответствующей возможности.

Обязанность платить коммуналку лежит на всех жильцах. Каждый из них должен своевременно оплачивать свою часть услуг. 

Это закреплено законодательством и обязательно должно исполняться.  Естественно, что за детей нести расходы на коммунальные платежи будут родители.

Иначе могут ждать неприятные последствия от небольших пеней до отключения услуг и обращения управляющей компании в суд.

В настоящее время управляющие компании получили возможность взыскивать долги по ЖКХ в упрощенном порядке.

Это значит, что они могут обратиться в суд для выдачи судебного приказа, а затем передать его приставам.

Информация о долге будет передана в банки, и с карточек должника средства будут списываться в счет погашения задолженности автоматически. Примерно также могут списать и налоги, которые не были уплачены своевременно.

Если неплатежи происходят по коммуналке за жилье по социальному найму, то жильцов может ждать даже выселение.

Причины, по которым возникла задолженность за коммунальные платежи, могут быть самыми разными. Но погашать ее придется. Лучше не откладывать этот момент в долгий ящик.

Обратившись в управляющую компанию, собственнику или нанимателю часто удается договориться о рассрочке по выплате долга, если у него имеются уважительные причины для его образования.

К числу уважительных причин появления долга обычно относят тяжелую болезнь, потерю трудоспособности или резкое ухудшение финансового состояния. Но любую из причин придется подтверждать документально.

Часто рассрочка становится единственным нормальным вариантом решения проблемы и для должника, и для управляющей компании.

Но договорившись о ней, и заключив соответствующее соглашение, не надо его вновь нарушать. Второй раз навстречу компания может уже и не пойти.

Важно! Рассрочка по оплате долгов за коммунальные услуги — право, а не обязанность управляющей компании.

Нелишним будет иногда проверить наличие или отсутствие долгов по коммунальным платежам и добросовестным плательщикам.

Они могут появиться даже из-за технических сбоев, но вопрос надо обязательно решить и не откладывать в долгий ящик.

Если долг обнаружен достаточно оперативно, а платеж на самом деле был сделан, то надо будет просто представить в управляющую компанию документы, подтверждающие оплату квитанции.

Законодательные нормы

Обязанность оплачивать оказанные услуги устанавливается договором с управляющей компанией, а также Жилищным и Гражданским кодексами РФ.

Исходя из этих законодательных актов, будет действовать управляющая компания, пытаясь получить оплату услуг с должника.

Замечание. В настоящее время законодательство не позволяет лишить единственного жилья собственника недвижимости из-за долгов по ЖКХ.

Конечно, за несколько дней просрочки никто на улицу не выселит. Но мера подобного воздействия может существенно ударить по многим неплательщикам.

Некоторое время назад велись активные дискуссии на тему о том, кому простят долги по ЖКХ в 2019 году.

Но никаких «амнистий по коммунальным платежам» объявлено не было. Хотя владельцам недвижимости и списали долги по налогу на имущество до 2015 года.

Срок давности

Долги по коммунальным платежам попадают под общий срок исковой давности в 3 года.

Но это не значит, что управляющая компания не может попробовать взыскать задолженность за предыдущие периоды в судебном порядке.

Только при наличии заявления должника об истечении срока давности он будет применен судом и рассматриваться будет уже задолженность за последние 3 года, если она имеется.

Замечание. Большинство управляющих компаний стараются не откладывать взыскание долгов через суд на столь продолжительные промежутки времени.

Они заинтересованы в максимально быстром получении платежей и обычно подают в суд уже при просрочке в 6-12 месяцев.

Способы проверки долгов по ЖКХ

Независимо от наличия реальной задолженности периодически проверять есть или нет долги по ЖКХ и их размер следует обязательно.

Конечно, можно воспользоваться квитанцией от управляющей компании или расчетной организации, где и найти эти данные.

Но часто в этом документе информация содержится лишь общая. Да, и найти его в подходящий момент бывает совсем непросто.

Совет. Обязательно сохраняйте если не квитанции, то хотя бы чеки об оплате услуг ЖКХ либо другие документы, подтверждающие факт его совершения.

Это позволит существенно упростить ситуацию с разбирательством по долгу, если он возникнет в результате технического сбоя или какой-либо другой ошибки.

В настоящее время разработана специальная единая информационная система, позволяющая получать информацию о наличии (отсутствии) задолженности по любым коммунальным платежам и другую важную информацию, а также сразу производить оплату долгов — ГИС ЖКХ.

По коду плательщика

Некоторых людей может ввести в заблуждение, что в одних квитанциях указывается надпись «Код плательщика», в других «Лицевой счет» и т. д.

На самом деле это ничто иное как уникальный идентификатор плательщика. Он упрощает работу и позволяет избежать ошибок при наборе достаточно сложных адресов.

Ведь некоторые названия улиц могут быть не простыми, а ошибка даже в одной букве могла бы приводить к неправильной обработке платежей информационными и другими системами.

Проверка задолженности по коду плательщика и лицевому счету происходит совершенно одинаково. Это два разных названия одного и того же параметра.

По лицевому счету

Наверное, самый известный вариант проверки задолженности по ЖКХ по номеру лицевого счета — обращение непосредственно в управляющую компанию или к поставщику.

Некоторые сотрудники этих организаций спрашивают хотя бы еще фамилии собственников, обратившихся с подобной просьбой. Это позволяет избежать ошибок и не назвать чужие данные случайно.

В большинстве компаний данные о долгах могут представить даже по телефону или через официальный сайт организации.

Специалисты УК или поставщика могут подсказать долг и по адресу жилого помещения, но в этом случае выше вероятность ошибки.

Еще один вариант проверки задолженности по ЖКХ, используя лицевой счет – использование интернет-банкинга.

Зайдя в Сбербанк Онлайн или любой другой подходящий и имеющийся под руками интернет-банк достаточно выбрать поставщика услуг (расчетный центр, управляющую компанию) и ввести данные о номере лицевого счета (коде плательщика). Система автоматически получит информацию о задолженности и отобразит.

Многие системы интернет-банкинг работают лишь с ограниченным перечнем компаний и нужного поставщика услуг, там может просто не оказаться.

Наиболее удобный способ узнать задолженность через интернет — воспользоваться сервисом Госуслуг.

Этот портал предоставляет множество информации, в том числе о задолженности по оплате ЖКХ, налогов, штрафов.

Рассмотрим, как узнать задолженность по ЖКХ через Госуслуги:

 Авторизуйтесь на портале а если еще не зарегистрированы — пройдите регистрацию и подтвердите учетную запись 
 Перейдите в раздел «Оплата ЖКХ» 
 Выберите на странице «Поиск счетов» регион и поставщика услуг
  Укажите номер лицевого счета 
 Просмотрите информацию по всем имеющимся счетам

На портале можно сразу оплатить необходимые счета. Полностью аналогичный функционал с определенными дополнениями есть и в ГИС ЖКХ, которая фактически является дополнительным сервисом к порталу Госуслуги.

ЖКХ-в-Госуслугах

Через интернет по адресу

Общероссийские сервисы не позволяют получать информацию о долгах или производить оплату через интернет лишь по адресу. Но в некоторых городах подобная информация доступна.

В Москве это можно сделать с помощью личного кабинета на портале Центра координации ГУИС.

Хотя найти номер лицевого счета или код плательщика обычно не сложно, ведь он печатается в каждой квитанции.

Видео: что будет если не платить за коммунальные услуги. Защита прав граждан

Ответственность за неуплату

Просрочка платежей за коммунальные услуги чревата неприятностями для должника.

Если первый месяц коммунальщикам придется просто ждать, то начиная со второго будут начисляться пени. При просрочке свыше 3 месяцев они увеличатся.

Приведем информацию о размере пени в следующей таблице.

 Срок просрочки  Пени
 Свыше 1 месяца 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день
 Свыше 3 месяцев 1/140 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день

Если просрочка составит более трех месяцев, то все коммунальные услуги, кроме отопления и холодной воды могут отключить.

Поставщики услуг также могут обратиться в суд. В редких случаях привлекаются к работе и коллекторские агентства.

Своевременная оплата услуг ЖКХ – важная обязанность каждого. Но следить за долгами по коммуналке приходится и добросовестным плательщикам и тем, кто оплачивает ее лишь иногда.

К счастью, проблем с этим не возникнет за счет огромного числа способов узнать долги по ЖКХ.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.