Фактически каждой организации приходится сталкиваться с ситуацией, когда возникает просроченная задолженность.

Она появляется при невыполнении заказчиками своих обязательств по договорам или покупателями, но могут быть и другие ситуации.

С целью правильного отображения дебиторской задолженности создается резерв по сомнительным долгам организации.

Что это такое

Сомнительной считается задолженность, которая не была погашена в срок или с большой долей вероятности не будет погашена.

Например, к сомнительной можно отнести задолженность, если появилась информация о серьезных проблемах у должника.

Просроченными долгами будут не только непогашенные в сроки, указанные в соглашении сторон обязательства, но также и не выплаченные своевременно долги по судебным решениям.

Законодательная база

Российское законодательство не совсем однозначно регламентирует вопросы создания резервов по данному типу долгов.

Многие моменты должна сама организация определить, издав соответствующий локальный нормативный акт. Но определенные нормы в действующем законодательстве, рассмотрены.

В частности, при рассмотрении вопросов о резервах по сомнительным долгам можно обратиться к следующим нормативно-правовым актам:

  • Приказы Минфина №34н от 29.07.1998 г., №43н от 09.07.1999 г. и №49 от 13.06.1995 г., а также №106н от 06.10.2008 г.;
  • Вторая часть Налогового кодекса РФ.

Основные аспекты

Для самой организации создание резерва является достаточно выгодным шагом.

Это позволит сократить налоговые отчисления, ведь на сумму резерва в установленном законом размере можно снизить налогооблагаемую базу, учтя отчисления в составе внереализационных расходов.

Большинство моментов относительно резерва в бухгалтерском учете устанавливает сама организация. В налоговом существует целый ряд ограничений.

Например, просроченный долг по займу в налоговом учете не надо будет резервировать, так как он не связано с продажей товаров (услуг, работ).

Фактически в бухгалтерском учете осуществлять резервирование по сомнительным долгам должны совершенно все организации.

Но представители малого бизнеса часто стараются не делать этого, считая что им достаточно уже проблем с просроченным долгом.

Наказания за подобный подход не будет для небольших организаций, но на самом деле налогоплательщик сам отказывается от возможности получить определенные вычеты, если отразит резерв еще и в налоговом учете.

Условия создания

Законодательство устанавливает определенный ряд условий, которые требуется соблюдать при создании резервов по сомнительной задолженности.

В частности, фонд нужно создавать с учетом следующих условий:

 Авансы поставщикам (предоплаты) не должны резервироваться 
  Фонд создается в результате расчетов с покупателями (заказчиками) которые могут являться как частными лицами, так и организациями. В бухучете в резерв могут пойти и результаты деятельности по другим соглашениям, например, по договорам займов 
 Можно применять различный порядок резервирования в бухгалтерской и налоговой отчетности целесообразность разделения часто вызывает вопросы, но он допустим
  Динамика задолженности должна постоянно мониториться резервный фонд должен отображать действительное положение вещей
 В бухгалтерском учете можно признать задолженность безнадежной точно также, как и в налоговом

Способы формирования

Законодательство не совсем однозначно регламентирует вопросы создания резерва и его использования.

Многие аспекты оставлены на усмотрение самой организации и должны регулироваться уже локальными нормативными актами.

Это, в частности, касается и выбора способа формирования фонда. Он может выбраться предприятием самостоятельно с учетом специфики деятельности.

Существуют три основных способа формирования резерва:

 Интервальный Размер отчислений рассчитывается в каждом конкретном периоде, например, месяце. Он составляет определенный процент от суммы долга, зависящий от продолжительности просрочки 
 Экспертный При его применении рассчитывается величина задолженности, которая не будет выплачена своевременно по конкретному должнику и в соответствии с этими данными устанавливается сумма отчислений 
 Статистический Данные по плохим долгам учитываются сразу по нескольким периодам и по различным видам задолженностей 

Как отражается в учете

Следует особое внимание уделить его учету. В бухгалтерии и налоговом учете имеет существенные отличия.

Неправильное применение норм может привести к различным последствия, например, налоговая служба может проверить отчетность организации и не только доначислить налог, но еще и выписать штраф.

Рассмотрим основные отличия учета резерва в бухгалтерии и налоговом учете:

 В бухучете его создание считается обязательным а в налоговом он создается лишь по желанию 
  В бухучете отчисления следует учитывать в составе прочих расходов а в налоговом – во внереализационных 
 Размер отчислений в резерв и общую его сумму в бухучете определяет организация в налоговом учете эти моменты устанавливаются уже НК РФ

Обязательно следует учитывать различие учета, иначе можно допустить непростительные ошибки, например, в налоговом учете не соблюдя предельные размеры подобных резервов, или проведя отчисления сразу после возникновения просрочки по дебеторке.

Налоговом

В налоговом учете можно создавать резерв, хотя подобной обязанности у налогоплательщика нет.

Решать, о том делать или нет подобный резерв он должен самостоятельно. Многие представители малого бизнеса пренебрегают предоставленной возможностью и не создают его.

А зря, ведь сумма резервов может войти в состав расходов и в итоге уменьшить базу для начисления налогов.

Важно! В налоговом учете можно создать резерв по сомнительной задолженности, только по договорам с покупателями (заказчиками) при отсутствии ее обеспечения. Например, если есть банковская гарантия, то резерв создаваться не должен.

Размер отчислений в резерв по налоговому учету не может быть произвольным, он установлен НК РФ:

 Если просрочка превысила 90 дней то отчисления составят 100% от суммы долга
 При просрочке сроком от 45 до 90 дней в резерв необходимо отчислять половину от размера долга

До момента, пока срок просрочки не достигнет 45 дней отчисления в резерв делать по данным налогового учета нельзя.

Рассчитывать отчисления нужно обязательно по каждому соглашению отдельно.

Максимально сумма резерва по данным налогового учета должна быть не больше 10% от выручки предприятия. У организации есть право уменьшить этот предел, например, до 6%.

Есть небольшая особенность и со списанием долга по данным налогового учета. Это необходимо делать в том налоговом периоде, когда истек срок исковой давности, а не после того, как самим налогоплательщиком проведена инвентаризация резерва по сомнительным долгам и издан соответствующий приказ.

Бухгалтерском

Создание резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете – это уже не право, а обязанность организации.

Признавать сомнительными в бухучете можно даже долги, срок выплат по которым еще не наступил, например, при наличии информации о резком ухудшении финансового положения должника или начале в отношении него процедур, связанных с банкротством.

Относят отчисления в резерв по бухучету в состав прочих расходов и отображают по дебету на счете 91 и кредиту по счету 63. 

Можно проводить отчисления с любой просроченной задолженности. Она необязательно должна быть связана с покупателями или заказчиками.

Также нет в бухгалтерском учете ограничений по предельному объему резерва, а размер отчислений может быть определен индивидуально по каждому соглашению.

Обычно бухгалтера при определении размера отчислений в резерв учитывают различные факторы.

Это может быть финансовое положение должника, размер долга и даже история взаимоотношений между партнерами в прошлом. Фактически в этом случае учитываются любые факторы, влияющие на степень риска.

Обязательно на дату составления бухгалтерской отчетности должна быть проведена инвентаризация резерва.

Следует своевременно заботиться о списании безнадежных долгов, хотя их продолжают еще 5 лет учитывать на забалансовом счете 007.

Это делается с целью проведения мониторинга и если платежеспособность должника изменится, то могут быть предприняты попытки по взысканию долга.

Важно! Мониторинг задолженности по каждому долгу должен проводиться постоянно.

Видео: как его сформировать

Порядок восстановления

Долги, срок исковой давности по которым прошел, а также другие обязательства, взыскания которых невозможно, нужно списывать на забалансовый счет 007.

Делается это на основании инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя организации.

Причем в налоговом учете списание должно пройти периодом, в котором произошло истечение срока исковой давности.

Важно! Списание долга не означает его аннулирование.

В бухучете списание долга за счет резерва отображается по дебету счету 63 и кредиту счета 62 или 76.

Любая организация рано или поздно сталкивается с просрочками по дебиторке. В этой ситуации важно правильно сформировать резервы по сомнительным долгам. Это поможет и отчетность сохранить в порядке и даже на налогах сэкономить.