В обязанности прокуратуры входит осуществление надзора за исполнением действующего законодательства.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 110-56-12 (Москва)

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

8 (800) 222-69-48 (Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Однако не всегда сами работники этого государственного органа соблюдают все нормы закона. В этом случае действие (бездействие) должностных лиц прокуратуры может быть обжаловано.

Главные понятия

Законодательство позволяет подавать жалобы практически по поводу любых действий (бездействий) организаций, органов власти и соответствующих должностных лиц.

Фактически жалоба представляет собой обращение, содержащее в себе требования об устранении нарушений прав или интересов заявителя, или других лиц.

Многие жалобы направляются именно в прокуратуру, которая должна осуществить проверку законности конкретных действий (бездействия) должностного лица или учреждения.

По результатам рассмотрения заявления принимается решение и заявителю направляется соответствующий ответ.

Но не всегда добросовестно исполняют свои обязанности работники прокуратуры.

Их действия или бездействие также может нарушать права или интересы определенных лиц, в этом случае можно подать жалобу уже на них.

Каким законом регулируется

Деятельность прокуратуры регулируется многочисленными нормативно-правовыми актами, в том числе ФЗ «О прокуратуре РФ».

Нарушение любого из законов может стать причиной для подачи жалобы, такая возможность для граждан установлена Конституцией РФ и не может быть ограничена.

При обжаловании действий (бездействия) нужно учитывать также нормы ГПК или УПК в зависимости от того с каким вопросом связано обращение.

В каких случаях можно обратиться

Обычно именно от сотрудников прокуратуры граждане ожидают быстрого и адекватного реагирования на обнаруженные нарушения.

Но далеко не все сотрудники выполняют свою работу добросовестно, и в результате приходится уже обжаловать их действия (бездействия) в вышестоящей инстанции или суде.

В каких ситуациях могут быть поданы жалобы на действия (бездействия) прокурора:

  • нарушен срок рассмотрения обращения прокурором;
  • ответ на обращение фактически не является ответом по существу;
  • не проведены необходимые проверки.

В уголовном процессе могут быть обжалованы решения прокурора в соответствии со ст. 125.1 УПК РФ.

Как правильно написать

Жалоба составляется в письменном виде, хотя законодательство дает возможность гражданам делать устные обращения, они обычно не приводят к должным результатам или вовсе остаются без внимания.

Обязательно нужно логически и последовательно изложить все доводы, на которых основываются требования заявителя.

В тексте жалобы не допустимы оскорбления, нецензурные выражения и т. п. Из-за них может последовать отказ в рассмотрении обращения.

Лишних эмоций также нужно постараться избежать, ведь они только усложнят понимание сути жалобы, а значит вынести правильное решение по ней ответственному лицу, будет сложно.

По возможности нужно подтверждать основания жалобы с помощью и, соответствующими ссылками на нормативно-правовые акты, которые были нарушены и т. д.

Простых заявлений обычно недостаточно, все доводы жалобы должны быть обоснованы.
Весь текст обращения обязательно должен быть читаемым.

По возможности следует его оформить на компьютере, чтобы сотрудникам прокуратуры не пришлось заниматься расшифровкой.

Что обязательно должно содержаться в жалобе на действия (бездействия) прокурора:

 Данные получателя наименование инстанции, если известно, то должность и Ф.И.О. соответствующего должностного лица 
Данные заявителя Ф.И.О., адрес и по возможности контактный телефон 
 Данные лица организации, чьи действия (бездействие) обжалуются 
 Описание сути претензии и ее оснований 
 Конкретные требования дата и подпись

Неподписанная жалоба не будет рассматриваться и ответа на нее не последует.

Способы подачи

Письменное заявление можно подать лично, обратившись к секретарю, или отправив его по почте. Также обращение допускается направлять через специализированные электронные сервисы на сайте прокуратуры или судебного органа.

Подача жалобы через сайт существенно сокращает затраты времени на эту процедуру и обеспечивает максимально быстрое реагирование, что очень важно, особенно если подается жалоба на бездействие прокурора по уголовному делу.

Обязательно следует указывать в заявлении свои данные и адрес, иначе оно будет оставлено без ответа и решить проблему совершенно не поможет.

Видео: жалоба в прокуратуру (заявление) пример составления

Образец жалобы на прокурора на бездействие

Можно самостоятельно составить жалобу на действие (бездействия) прокурора. В этом случае следует воспользоваться образцом, который можно скачать здесь.

Надо постараться максимально обосновать свою позицию и четко указать свои требования.

Если в собственных способностях есть сомнения, то лучше обратиться за консультацией и помощью к профессиональным юристам.

Они помогут учесть в жалобе все особенности конкретного дела, а также подскажут весь порядок действия, в том числе и на случай если первоначальное обращение не принесет должного результата.

В вышестоящую инстанцию

Изначально обычно обжалование действий (бездействий) прокурора происходит в вышестоящей инстанции.

Это не означает, что сразу необходима жалоба генеральному прокурору на бездействие работников прокуратуры.

Следует понимать, что обжаловать действия сотрудников районной прокуратуры надо сначала в городской, а затем в областной и лишь, если должных действий так и не последовало, то надо будет обращаться в генеральную прокуратуру.

По жалобе в вышестоящую инстанцию должны быть обязательно проведены необходимые проверки, а также принято решение.

Обычно такие обращения имеют довольно высокую эффективность, хотя уровень доверия граждан к ним достаточно невысок.

Важно! Прокуратура не рассматривает повторные жалобы, в том числе и на сотрудников нижестоящих организаций.

Если заявитель не согласен с ответом, результатами проведенной проверки и т.д., то ему надо обращаться в вышестоящую организацию.

В судебном порядке

В ситуации, когда добиться решения проблемы без обращения в суд не удается. Например, если прокурор не выполняет решение вышестоящей организации или заявитель полностью не согласен с полученным ответом и принятыми мерами.

Имеется еще одна возможность защитить права и интересы, нарушенные действиями (бездействием) прокурора – обращение в суд.

Подавать жалобу следует в районный (городской) суд. Она должна быть рассмотрена в соответствии с требованиями КАС.

В результате подачи заявления все действия (бездействия) прокурора будут проверены на соответствие законодательству, и по результатам будет принято соответствующее решение.

Обычно судебный порядок обжалования действий (бездействия) прокурора самая эффективная мера воздействия на должностное лицо.

Но следует понимать, что на рассмотрение вопроса в этом случае потребуется довольно много времени.

Если заявитель или другое заинтересованное лицо не согласится с выводами районного (городского) суда, то решение также может быть обжаловано, путем подачи апелляции.

Сроки рассмотрения

Жалоба на действие (бездействие) прокурора должна быть обязательно рассмотрена в установленные законодательством сроке.

Они будут отличаться в зависимости от того, куда было направлено заявление – в суд или в вышестоящую прокуратуру.

В отдельных ситуациях срок может быть продлен, например, если потребовалось провести определенную проверку или истребовать дополнительные материалы.

Приведем стандартные сроки рассмотрения жалобы на действия (бездействия) прокурора в следующей таблице:

 Куда направлена жалоба Максимальный срок рассмотрения 
 Вышестоящая прокуратура 15 дней, может быть продлен до 30 дней 
 Суд  1 месяц, возможно продление

Иногда по жалобе ответ будет дан быстрее, но на практике это встречается очень редко. Обычно, наоборот, рассмотрение откладывается, чуть ли не на последний день.

Вынесения постановления

Полученная жалоба обязательно должна быть зарегистрирована.

По этой причине при подаче заявления при личном визите всегда необходимо иметь дополнительную копию, на которой делается отметка о получении, указывается входящий номер документа и ставится подпись ответственного лица.

При необходимости суд или рассматривающее жалобу должностное лицо могут истребовать различные документы, если они не были приложены к самому заявлению.

Также иногда берутся пояснения различных специалистов или заявителя, лица, чьи действия (бездействия) обжалуются.

По результатам рассмотрения жалобы выноситься постановление, которым требования заявителя могут быть удовлетворены полностью или частично, также в них может быть отказано, если нарушение установлено не будет.

Важно! При подаче заявления в суд необходимо понимать, что выходить за требования заявителя при принятии решения он не может.

Нарушения со стороны работников прокуратуру, увы, встречаются. Подача различных жалоб на действия (бездействия) прокурора позволяет добиваться защиты своих прав и интересов в полном объеме.

Причем часто можно решить вопрос даже без необходимости обращаться в судебные органы.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.