Взыскание долгов все чаще финансовые организации поручают специализированным организациям – коллекторским агентствам.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 110-56-12 (Москва)

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

8 (800) 222-69-48 (Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Но сотрудники этих компаний очень часто идут на самые разные нарушения законодательства, нарушая тем самым права и интересы должника, иногда переходя к угрозам и другим противоправным действия.

Столкнувшись с таким произволом, граждане оказываются вынуждены подавать на действия коллекторов жалобы.

Что нужно знать

Практически всегда, выдавая кредит, банк указывает в договоре условия, предусматривающие возможность привлекать к взысканию долгов сторонние организации или даже уступать права требования по договору.

Пока клиент стабильно вносит все предусмотренные соглашением платежи все идет нормально, но стоит допустить просрочку и в работу включаются службы по взысканию задолженности и различные коллекторы.

По своей идее эти коллекторские агентства должны помогать банку и клиенту находить варианты выхода из сложившейся ситуации, устраивающие обе стороны.

Но на практике все оказывается иначе. Коллекторы просто стараются выбить с должника оплату задолженности любыми способами.

Нередко они не останавливаются даже если для взыскания задолженности приходиться нарушать закон.

В итоге права и интересы клиента оказываются нарушены. А иногда от действия коллекторов страдают и совершенно посторонние лица.

Но законодательство позволяет гражданам защищать свои права и интересы. Для этого предусмотрена возможность подавать различные претензии и жалобы в любые инстанции.

Правильно составленное заявление, направленное в нужную инстанцию, позволяет не только добиться прекращения звонков с угрозами, личных визитов коллекторов и т. д., но и добиться привлечения виновных сотрудников и организаций к ответственности.

Регламентирующий закон

Долгое время российское законодательство фактически не регулировало деятельность коллекторских агентств, и защищаться от их произвола гражданам было довольно сложно.

Но ситуация изменилась с принятием Федерального закона №230-ФЗ.

В нем деятельность коллекторов наконец-то была ограничена, а функции по надзору за ней были возложены на ФССП.

Какие действия считаются правомерными

Перед подготовкой жалобы следует обязательно разобраться, будет ли она обоснованной или нет.

Коллекторы вполне могут заниматься обработкой персональных данных должника, если соответствующее разрешение он подписал при заключении договора с кредитной организацией.

Также коллекторы могут осуществлять информирование должника о размере просроченной задолженности, порядке ее погашения и т.д.

Законодательство ограничивает количество возможных взаимодействий коллекторов с должником в течение дня, недели, месяца различными способами.

Фактически они по-прежнему могут звонить, отправлять СМС, электронные и обычные письма и даже посещать должника, но лишь ограниченное число раз за определенный промежуток времени.

Никакие угрозы и насильственные действия от коллекторов недопустимы.

В каких случаях можно подавать

Нужно понимать, что коллекторы довольно сильно ограничены в возможных способах взыскания задолженности и не являются сотрудниками государственных органов, не имеют полномочий на изъятие имущества, проникновение в жилище, распространение информации о должнике и т.д.

Рассмотрим, в каких случаях следует обязательно подавать жалобу на коллекторов:

 Распространение данных о задолженности третьим лицам которые не являются поручителями по кредиту (займу), независимо от того являются ли эти лица родственниками должника или нет
 Распространение информации порочащей должника неважно как распространяется такая информация, с помощью листовок, надписей на стенах, в соцсетях или еще как-то
 Угрозы жизни, здоровью, имуществу должника или третьих лиц такие действия могут быть квалифицированы как уголовное преступление и виновных могут привлечь к ответственности, в том числе в соответствии с УК РФ
 Причинение вреда жизни, здоровью, имуществу со стороны коллекторов любые действия насильственного характера, попытки изъять имущество без решения суда и судебных приставов и т.д. являются преступлением
 Любые попытки коллекторов выдать себя за представителей государственных органов сотрудников полиции, ФССП и т. д.

Приведенный список возможных причин жалоб на коллекторов не является исчерпывающим.

В случае нарушений со стороны сотрудников коллекторских служб любых законных прав и интересов гражданина, он может обратиться с жалобой в соответствующую инстанцию и добиваться, не только устранения нарушения, но и привлечения к ответственности виновных лиц.

Видео: жалоба на коллекторов

Куда писать жалобу на коллекторов

Определяясь с тем, куда обратиться с жалобой на коллекторов, нужно учитывать характер самой жалобы и желаемый результат.

Если требуется просто прекратить звонки по чужому долгу, то возможно будет достаточно позвонить или написать заявление в банк, от имени которого действует коллекторское агентство.

В то время, как при угрозах нужно уже обращаться в прокуратуру и правоохранительные органы.

Правильно выбрав инстанцию для подачи жалобы, можно быстрее решить возникшую проблему.

Но, даже допустив ошибку и отправив заявление в госорган, который не уполномочен решать конкретный вопрос, не стоит расстраиваться. Его просто перешлют в соответствующую компетентную инстанцию.

В банк

Первым делом, пожаловаться на действия коллекторов имеет смысл в банк, от лица которого они действуют.

Обычно кредитные организации заинтересованы в поддержании своего имиджа и прекращают сотрудничество с коллекторскими агентствами, которые идут на нарушение законодательства. Образец заявления в Центробанк можно скачать здесь.

Также, именно банк может быстрее всего внести необходимые изменения в данные и анкеты, если сотрудники коллекторского агентства беспокоят по чужой задолженности.

В ФССП

Надзор за деятельностью коллекторских агентств осуществляет Федеральная служба судебных приставов.

Именно сюда нужно подавать все жалобы, касающиеся нарушения этими организациями действующих норм и правил.

Все поступающие обращения граждан в ФССП обязательно регистрируются и проверяются.

Ответ заявителю направляется в течение 30 дней с момента регистрации заявления.

В ФССП можно жаловаться на коллекторов по самым разным поводам от излишнего давления на должника, до попыток незаконного проникновения в жилье, угроз и других незаконных действий.

Желательно обращение подкреплять доказательствами (документы, аудиозаписи разговоров, видеосъемка и т.д.).

В НАПКА

Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств является профессиональным объединением компаний, специализирующихся на взыскании долгов.

Она принимает и рассматривает жалобы граждан, связанные с работой коллекторских агентств, как принимающих участие в ассоциации, так и нет.

Подать в НАПКА претензию на коллекторское агентство стоит. Но нужно понимать, что больше эта организация направлена на защиту интересов этих организаций, а не пострадавших от их незаконных действий граждан.

Также все меры воздействия НАПКА к коллекторским агентствам ограничены передачей жалобы и замечания на работу. Реальный результат такие обращения дают далеко не всегда.

В Роскомнадзор онлайн

Вопросами обработки персональных данных занимается Роскомнадзор.

Если коллекторы распространяют личные данные должника, информируют третьих лиц о сумме задолженности, отказываются удалять номер из базы обзвона, получают информацию из незаконных источников и т.д., то подача жалобы в Роскомнадзор очень эффективна.

Большой плюс, что обратиться в РКН можно с помощью специального сервиса на официальном сайте госоргана. Это существенно упрощает подачу жалобы.

Коллекторы вынуждены реагировать на запросы, поданные через РКН, ведь в противном случае им могут вынести довольно существенные штрафы за нарушение законодательства об обработке персональных данных.

В Роспотребнадзор

Заключая кредитный договор, клиент банка или МФО становится потребителем финансовых услуг, и если он является частным лицом, то на него распространяется ФЗ «О защите прав потребителей».

Нарушения прав потребителей происходят часто со стороны самих финансовых организаций, а не коллекторских агентств.

Но подать жалобу в Роспотребнадзор можно и на тех, и на других, если имеются нарушения этого закона.

В прокуратуру

Прокуратура является госорганом, контролирующим соблюдения законодательства на территории РФ.

Также она обладает возможность проводить различные проверки и возбуждать при необходимости уголовные дела.

Это именно та инстанция, куда жаловаться на коллекторов за звонки с угрозами или другие действия преступного характера имеет смысл.

Обычно именно прокуратура, а не полиция реагирует на такие обращения граждан гораздо эффективней.

Но желательно все факты в своем заявлении подтверждать с помощью различных доказательств.

Образец заявления

Стандартных форм для подачи заявления в законодательстве не установлено. Но не лишним будет скачать в интернете подходящий образец и использовать его при подготовке собственной жалобы.

Это ускорит процесс составления обращения, а также позволит указать всю нужную информацию. Пример жалобы на коллекторов можно скачать здесь.

Увы, даже неиспользование кредитов и займов не может гарантировать гражданину того, что он не столкнется однажды с коллекторским агентством.

Но в настоящее время законодательство позволяет довольно успешно защищаться от неправомерных действий таких компаний с помощью различных жалоб.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.