Жалоба в России
По ходу нашей жизни, мы взаимодействуем с различными государственными и коммерческими структурами.
Но не всегда качество взаимодействия и конечный результат устраивают. Как бороться с невежеством и некачественным выполнением работы должностных лиц.
Что это такое
Жалоба в России — это один из инструментов борьбы с недобросовестными сотрудниками государственных органов, а также толчок для выполнения своих обязанностей.
Нередко бывает так, что должностные лица и работники некоторых госучреждений, выполняют свои обязанности «спустя рукава». Это недопустимо в современном мире!
Подать жалобу можно несколькими способами и в различные инстанции.
Начинать нужно с руководства нерадивого сотрудника. Чаще всего, именно этот способ даёт наиболее эффективный результат.
В век развития технологий и ИТ-коммуникаций, подавать претензию лучше через интернет.
Во-первых, это экономит время самого заявителя, а во-вторых – экономит время претензии «в пути», где оно может затеряться.
Общение с помощью всемирной паутины также помогает достичь наиболее эффективного результата и улучшить работу некоторых сотрудников, и самих государственных органов, в частности.
Законодательные нормы
Основной закон, который регулирует порядок подачи письменных обращений от граждан – это Федеральный закон от 02. 05. 2006 года 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».
В зависимости от того, на какой госорган составляется претензия, ориентироваться нужно на следующие нормативные акты:
- ТК РФ.
- КоАП РФ.
- ГПК РФ.
- Закон от 17.07.1999 N 176-ФЗ «О почтовой связи».
- Иные законы, призванные регулировать деятельность тех или иных государственных органов.
Общие правила написания
Чтобы обращение от гражданина было рассмотрено, оно должно отвечать следующим требованиям:
- правила русского языка должны быть соблюдены;
- нормам деловой переписки;
- нормам делового этикета;
- жалоба должна быть подписана заявителем и содержать в себе точные сведения о нём.
То есть, в ней не должно быть:
- Помарок, ошибок, зачёркиваний.
- Оскорблений чести и достоинства других лиц.
- Нецензурной лексики и бранных слов.
В ст. 7 Закона № 59-ФЗ приведены основные требования к письменным обращениям от граждан.
Кроме того, жалоба должна быть подписана заявителем или его законным представителем. Анонимные жалобы не рассматриваются.
Как правильно оформить
Правильно оформленная жалоба — это жалоба в письменном виде. Устной формы подачи претензии законом не предусмотрено.
Не имеет значения, как она будет написана — от руки или напечатана на компьютере. Главное условие — она должна содержать в себе те сведения, которые указаны в статье 7 Закона № 59-ФЗ.
К ним относятся:
В правом верхнем углу оформляется «шапка» | Здесь указывается:
|
Далее необходимо указать название документа и основание для его подачи | Например, «жалоба на действия сотрудника полиции». Также здесь нужно максимально раскрыть всю конфликтную ситуацию, описать все меры, которые принимал заявитель до того, как направить жалобу именно в эту инстанцию. Сведения должны быть только актуальными и достоверными |
Объективные причины для подачи | Нужно указать, какие права жалобщика были нарушены, привести ссылки на действующее законодательство |
При возможности | Изложенные сведения должны быть подтверждены документами |
Дата составления | Жалобы и подпись заявителя |
Если жалобщик сам не может подать претензию, то за него это может сделать его представитель, но при наличии нотариальной доверенности. Подписывать жалобу, в этом случае, также должен представитель.
Способы отправления адресату
Направить жалобу до адресата можно следующими способами:
Лично | посетив то учреждение, которое является компетентной инстанцией для подачи претензии по конкретному вопросу |
Почтовым отправлением | или через официальный сайт |
С помощью «горячей линии» | но этот способ неэффективен, так как общение с оператором носит консультационный характер, а подача жалобы по телефону не предусмотрена законом |
Почтой России
Саму жалобу и прикладываемые к ней документы, необходимо отправить заказным письмом с уведомлением на почтовый адрес инстанции, которая уполномочена рассматривать подобные вопросы.
Узнать адрес для почтового отправления можно на официальном сайте этого учреждения, или в нижестоящей инстанции.
Когда уведомление вернётся обратно заявителю, в нём будет указана дата принятия письма и подпись того сотрудника, который его принял.
Уведомление выкидывать не нужно, оно является доказательством того, что письмо доставлено по адресу.
Электронным письмом
У каждого государственного органа или учреждения есть свой официальный сайт, с помощью которого можно подать претензию. Для этого нужно заполнить специальную форму, указав в ней все необходимые сведения.
Также на сайте есть информация об электронном почтовой ящике. Направить жалобу можно и таким способом.
Личной доставкой
Если есть такая возможность, то передать претензию можно при личном посещении учреждения. Документы передаются через секретаря, который их визирует.
Но, нужно проследить, чтобы секретарь правильно зарегистрировал входящий документ. Для этого нужно составить 2 одинаковых экземпляра жалобы.
Секретарь на обоих ставит дату приёма документа на регистрацию, а также номер входящего документа. Один экземпляр остаётся у жалобщика, а второй – отправляется на рассмотрение.
Также можно записаться на личный приём к руководителю учреждения и лично ему в руки передать письменную претензию.
Если нет желания пока подавать именно официальную претензию, можно поговорить с руководством, и донести до сведения о нарушениях.
Сроки направления заявления
В зависимости от того, что является предметом подачи жалобы и в какое учреждение она подаётся, зависят и сроки её подачи. Например, писать в трудовую инспекцию нужно в течение месяца с момента нарушения трудовых прав.
Видео: как правильно писать жалобу
Образец жалобы
Закон не устанавливает единой формы жалобы. Но, составлена она должна быть только в соответствии со ст. 7 Закона № 59. Нарушение этих норм приведёт к тому, что претензия не будет рассмотрена.
В государственные инстанции
К таковым относится:
- Инспекция по труду.
- Жилищная инспекция.
- Роспотребнадзор.
- Роскомсвязи.
- Прочие.
Жалоба составляется в соответствии с нормами ст. 7 Закона № 59-ФЗ. Срок рассмотрения – 30 дней с момента регистрации претензии в качестве входящего документа.
Муниципальным властям
Жаловаться на органы муниципальной власти нужно только в вышестоящие инстанции. Например, жалобу на отдел землеустройства конкретной административной единицы нужно подавать в такой же отдел, но в вышестоящий орган муниципальной власти.
Если предметом жалобы является действия городского отдела, то писать жалобу нужно в областную администрацию.
В полицию
На действия или бездействия сотрудника полиции можно направить жалобу:
Руководству | того отделения, в котором он служит |
В ОМВД | (отделение МВД) района или небольшого города |
В УМВД | (управление МВД) субъекта РФ или его единицы |
В ГУ МВД | (главное управление МВД) субъекта РФ |
В ГУСБ | (главное управление собственной безопасности МВД), ГУТ (главное управление на транспорте МВД) |
В Министерство внутренних дел | в прокуратуру и в суд |
Жалоба направляется в зависимости от предмета, а также основания её написания.
Не стоит забывать, что уполномоченный участковый также является сотрудником полиции.
Ему можно подать жалобу на недобросовестных соседей, которые не соблюдают нормы тишины, санитарии и прочего.
В прокуратуру
Подавать жалобу в прокуратуру нужно в тех случаях, если имеют место серьёзные нарушения действующего законодательства.
Начинать нужно с прокуратуры того муниципального образования, в котором и происходят данные нарушения. Например, городская прокуратура.
В претензии необходимо указать те меры, которые предпринимались жалобщиком для урегулирования конфликта.
Также нужно описать, что стало причиной подачи жалобы:
- действия или бездействия конкретных лиц;
- «отписки» других государственных органов;
- иные причины.
Подавать претензию можно до тех пор, пока конфликт не будет разрешён. Если налицо серьёзные нарушения действующих норм законодательства, то дойти можно и до Генеральной прокуратуры.
Но для этого необходимы веские причины. Образец жалобы в прокуратуру можно скачать здесь.
Прокуратура имеет право провести проверку по фактам, указанным в жалобе, инициировать судебное разбирательство, встать на защиту прав гражданина.
Если причина, по которой гражданин обратился с претензией, не относится к компетенции прокуратуры, жалоба будет перенаправлена в соответствующую инстанцию.
В суд
Подавать заявление в суд можно параллельно с подачей жалобы в прокуратуру.
Претензия подаётся посредством составления искового заявления, и направления его в суд по месту нахождения того учреждения, в котором работает недобросовестный сотрудник.
Для подачи иска необходимо соблюдать требования, которые указаны в ст. 130 — 131 ГПК РФ.
Нередко только жалоба является эффективным способом для борьбы с нерадивыми сотрудниками государственных органов и учреждений.
Иногда хватает лишь беседы с руководством, а иногда — и жалобы в прокуратуру недостаточно.